2 Хенкин 2
Выставка в Государственном Эрмитаже
Заказчик: Государственный Эрмитаж
Куратор: Дмитрий Озерков
Партнер: Тимофей Журавлёв (TIM)
Заказчик: Государственный Эрмитаж
Куратор: Дмитрий Озерков
Партнер: Тимофей Журавлёв (TIM)
2017
Выставочный дизайн
Bloomberg включил выставку в Эрмитаже «2 Хенкин 2» в топ-10 мировых выставок 2017 года, поставив ее на вторую позицию:
«Rarely has an exhibition made more sense, or seemed more clever, than the juxtaposition of photographs by the brothers Evgeny and Yakov Henkin. Born in Rostov-on-Don, a port city in southern Russia on the border of Ukraine, in 1900 and 1903, respectively, the brothers split up after the October Revolution, one moving to Berlin, the other Leningrad.
The Hermitage, a museum known for its unparalleled collection of old master paintings, has organised an exhibition that contrasts the trajectory (and parallels) of the two brothers’ lives as their respective cities transitioned from the comparatively ebullient 1920s to the increasingly despotic and bellicose 1930s», — сказано в рецензии.
Выставка «2 Хенкин 2» представляет собой открытое пространство фотолаборатории, залитое красным светом. Не всегда просто, по словам куратора Дмитрия Озеркова, было определить географию фотоэкспонатов, часто нельзя сразу понять, где Берлин, а где Ленинград, негативы были специально скручены одним из братьев в одну бобину, чтобы избежать изъятия НКВД немецких материалов. Выставка тоже не ставит задачи разделить фотографии по городам, но понять, что есть что, можно, прочитав подписи. Мы делали экспозицию как своего рода ментальное, свободное художественное пространство. Важны для нас как бы отступление объекта на задний план и вынесение процесса его создания на обозрение. Понимание того, что происходит за кулисами, раскрывает не только мотивации фотохудожников, но и исторический контекст их работы. В этом пространстве зрителю доверяют секреты; под поверхностью фотографий, погруженных в ванночки с водой вместо рам со стеклами, зритель может обнаружить многогранное бытие, нарративную память, здесь могут заново интерпретироваться давно прошедшие события, у фотоотпечатков буквально появляется место, основа. Наряду с ситуацией создается пространственно-временной импульс, делающий исключительно важными события, которые ничего не значили 80 лет назад. Эта аналоговая память старого негатива демонстрирует способность объединять события во времени, обнаруживает способность накапливать опыт, нагнетать зловещие предзнаменования. Оглядываясь назад, мы стараемся найти то неприметное место, в котором затаилось будущее. Этой способностью не обладает сиюминутная память цифровых массмедиа. Есть еще одна особенность, обстоятельство, в известной степени развязавшее нам руки. Болтански и Кьяпелло в работе «Новый дух капитализма» говорят о формальной невозможности постановки вопроса о подлинности в сетевой модели мира. У нас тоже речь не идет о подлинности в музейном смысле: это первые отпечатки со старых пленок — и они сделаны три дня назад. Они подлинные, но они не единицы музейного хранения. Это дало нам право положить их в ванночки с водой и подвесить на прищепки, имитируя фотолабораторию; сделать зрителя, попавшего в рабочее сакральное пространство художника, его соавтором.
«Rarely has an exhibition made more sense, or seemed more clever, than the juxtaposition of photographs by the brothers Evgeny and Yakov Henkin. Born in Rostov-on-Don, a port city in southern Russia on the border of Ukraine, in 1900 and 1903, respectively, the brothers split up after the October Revolution, one moving to Berlin, the other Leningrad.
The Hermitage, a museum known for its unparalleled collection of old master paintings, has organised an exhibition that contrasts the trajectory (and parallels) of the two brothers’ lives as their respective cities transitioned from the comparatively ebullient 1920s to the increasingly despotic and bellicose 1930s», — сказано в рецензии.
Выставка «2 Хенкин 2» представляет собой открытое пространство фотолаборатории, залитое красным светом. Не всегда просто, по словам куратора Дмитрия Озеркова, было определить географию фотоэкспонатов, часто нельзя сразу понять, где Берлин, а где Ленинград, негативы были специально скручены одним из братьев в одну бобину, чтобы избежать изъятия НКВД немецких материалов. Выставка тоже не ставит задачи разделить фотографии по городам, но понять, что есть что, можно, прочитав подписи. Мы делали экспозицию как своего рода ментальное, свободное художественное пространство. Важны для нас как бы отступление объекта на задний план и вынесение процесса его создания на обозрение. Понимание того, что происходит за кулисами, раскрывает не только мотивации фотохудожников, но и исторический контекст их работы. В этом пространстве зрителю доверяют секреты; под поверхностью фотографий, погруженных в ванночки с водой вместо рам со стеклами, зритель может обнаружить многогранное бытие, нарративную память, здесь могут заново интерпретироваться давно прошедшие события, у фотоотпечатков буквально появляется место, основа. Наряду с ситуацией создается пространственно-временной импульс, делающий исключительно важными события, которые ничего не значили 80 лет назад. Эта аналоговая память старого негатива демонстрирует способность объединять события во времени, обнаруживает способность накапливать опыт, нагнетать зловещие предзнаменования. Оглядываясь назад, мы стараемся найти то неприметное место, в котором затаилось будущее. Этой способностью не обладает сиюминутная память цифровых массмедиа. Есть еще одна особенность, обстоятельство, в известной степени развязавшее нам руки. Болтански и Кьяпелло в работе «Новый дух капитализма» говорят о формальной невозможности постановки вопроса о подлинности в сетевой модели мира. У нас тоже речь не идет о подлинности в музейном смысле: это первые отпечатки со старых пленок — и они сделаны три дня назад. Они подлинные, но они не единицы музейного хранения. Это дало нам право положить их в ванночки с водой и подвесить на прищепки, имитируя фотолабораторию; сделать зрителя, попавшего в рабочее сакральное пространство художника, его соавтором.
2 Хенкин 2
Выставка в Государственном Эрмитаже
Заказчик: Государственный Эрмитаж
Куратор: Дмитрий Озерков
Партнер: Тимофей Журавлёв (TIM)
Заказчик: Государственный Эрмитаж
Куратор: Дмитрий Озерков
Партнер: Тимофей Журавлёв (TIM)